Что побуждает хороших людей творить зло? Опираясь на исторические примеры и собственные исследования, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента показывает, как ситуационные процессы и групповые взаимодействия людей соединяются в одну страшную силу, способную превратить приличных мужчин и женщин в монстров. Проясняя причины, вызывающие эти опасные метаморфозы, и предлагая способы противостояния, Зимбардо рисует явление во всем его многообразии, начиная от должностных преступлений, жестокого обращения с заключенными и пыток в тюрьме Абу-Грейб и заканчивая организованным геноцидом.
Вот такими должны быть книги! Нечасто на русский книжный рынок поступает книга, о которой уже столько известно (в основном из фильмов, снятых по этой книге) и она такая долгожданная. Я ее купила сразу как только она появилась в продаже. Все еще читаю – книга не маленькая, но впечатление уже невероятное!
Эта книга – очень не простая для чтения, заставляет думать, размышлять. Начинаешь видеть окружающий мир совершенно по-другому. Стэндфордский эксперимент Зимбардо доказал, что нет хороших и плохих, все мы обычные, но стоит нам попасть в определенную среду, как мы можем превратиться из нормальных людей в извергов. Моральные понятия, некогда нам присущие, стираются.
А еще меня удивила мысль о том, что самыми ужасными людьми становятся те, которые больше других стремятся к доброте, чистоте, миру и порядку. Ведь самые ужасные зверства испанской инквизиции родились из желания искоренить то, что считалось злом. А Гитлер ведь наверно полагал, что истребляя неарийцев, создает прекрасный счастливый мир без насилия. Но это уже в некотором роде отступление от сюжета книги.
Зимбардо рассказывает в деталях о знаменитом эксперименте, который, кстати, пришлось закончить раньше времени. А вторая часть книги посвящена пыткам в иракской тюрьме Абу-Грейб, которые недавно всколыхнули весь мир. Фотографии американских солдат, творивших всевозможные мерзости, придумывавшие с нескрываемым удовольствием все более изощренные пытки, облетели весь мир. Понять, почему они совершают эти действия, было невозможно. Зимбардо взялся за работу объяснить, что же произошло с этими американцами, была ли это их вина (то есть, как тогда сказали американские власти – они были ложкой дегтя в бочке меда) или же какие-то внешние силы повлияли на их поведение и любой из нас вел бы себя так же как они. Результаты Стэндфордского эксперимента помогли Зимбардо объяснить, что же именно произошло в тюрьме Абу-Грейб.
Ну вот, а дальше я пока читаю. Последняя глава звучит очень обнадеживающе – «Сопротивление ситуационному влиянию и торжество героизма». То есть получается можно сопротивляться и не стать злодеем. Не могу дождаться, когда дочитаю, но решила поделиться своими мыслями уже сейчас. Не могла молчать! Вот такими должны быть книги!
Новожилова ЖеняМы не знаем самих себя Человек таков, что… тюремный экспермент Филлипа Зимбардо пришлось досрочно прекратить на шестой день. Как позже писал Зимбардо: «Большинство молодых людей на самом деле превратились в “заключенных” и “охранников”, и обе группы были уже не в состоянии ясно отличать ролевую игру от собственного Я. Драматические изменения наблюдались почти во всех аспектах их поведения, образе мыслей и чувствах. Менее чем за неделю опыт заключения зачеркнул все то, чему они научились за целую жизнь; человеческие ценности оказались “замороженными”, самосознанию каждого из них был брошен вызов, а на поверхность вышла самая гадкая, самая низменная, патологическая сторона человеческой природы».
Типичный человек покорен оправдывающей идеологии, социальному давлению, влиянию ситуационных сил и не способен противостоять авторитету. Понятно, что такое поведение возникло функционально и эволюционно, копирование типичного поведения и подчинение старшему зачастую необходимо для выживания как самого человека, так и окружающего его общества.
Для меня эта книга Филлипа Зимбардо интересна в первую очередь по той причине, что явно иллюстрирует, что обратной стороной этой поведенческой реакции является то, что миролюбивые бюргеры превращались в фашистов, русские крестьяне в богоборцев, американские морпехи в садистов - извращенцев в тюрьме Абу Грейб.
Мы не знаем не только других, но и самих себя. Не знаем, как поведем в той или иной незнакомой ситуации. Вспоминается сцена из одного романа, когда у главного героя спросили, сможешь ли ты убить человека? Он ответил, что не стоит верить ответу на этот вопрос. Все зависит от обстоятельств.
Филатов ДанилаЗнак качества Я бы не сказал, чтобы Зимбардо открыл что-то новое в человеческой природе, влияния Ситуации и Системы, по крайней мере для меня: задолго до него об этом ярко и проникновенно писали Достоевский ("Преступление и наказание"), Шолохов ("Тихий Дон"), Андреев (рассказ "Мысль"), Оруэлл (1984) и т.д. и т.п.
Заслуга Зимбардо в том, что он отлично описал трансформирующие человека процессы и задокументировал это, рассказав о своем знаменитом тюремном эксперименте и экспериментах не менее известных его коллег.
Книжку очень интересно читать. От начала до конца. Все 700 страниц. Почему? Здесь очень много фактуры: документы, цифры, доклады и отчеты, расшифровки аудио- и видеозаписей, фотографии, ссылки на интересные источники и примечания.
Цитаты из классических литературных и философских произведений ("Божественная комедия" Данте, "Повелитель мух" Голдинга, "Путешествие Гулливера" Сфифта), аллюзии на библейские тексты, детальное описание разных экспериментов, - еще одно достоинство книги. Отдельное спасибо автору за публикацию рисунка М. Эшера "Предел - круг 4 (ад и рай)" в начале и в заключении. Задает настроение.
В книге есть все то, что делает ее глубоко научной, достоверной, масштабной, занимательной и актуальной на все времена.
Именно поэтому на нее должны обратить внимание прежде всего историки, политики, юристы, журналисты и психологи.
А для меня книга Зимбардо - это прежде всего напоминание, что "создавая миф о собственной неуязвимости для ситуационных сих, мы становимся еще более уязвимыми, поскольку теряем бдительность". Мне кажется, это актуально, особенно сегодня, когда многие из нас, опьяненные личным успехом, самоуверенностью, прогрессом в сфере интернета, инноваций и технологий, забывают о собственной уязвимости и становятся потенциальной жертвой для манипуляции и подчинения. И это касается абсолютно всех, образованных и необразованных, "уже осведомленных в данной области психологии людей" и любителей, искушенных политиков и простых обывателей.
Словом, Зимбардо хочет нам напомнить, что нами легко манипулировать: чем больше мы уверены в собственном совершенстве и способности критически и рационально мыслить, чем более вероятно, что нами будут манипулировать в будущем. Так что не теряйте бдительность! :-)
Я бы еще рекомендовал
вот эту книгу в данном контексте
Кошкин Павел