Ирину Одоевцеву называют "последней из Серебряного века". В 1922 году она уехала в Париж, а в 1987-м, прожив в эмиграции более полувека, вернулась на родину. Прославленная ученица Николая Гумилева, "маленькая поэтесса с огромным бантом", писала также прозу и мемуары, благодаря которым и вошла в историю русской литературы как фигура уникальная. С истинно поэтическим даром она воссоздает в своей книге "На берегах Невы" литературный, музыкальный и художественный Петроград во время Октябрьского переворота и в послереволюционные годы. На страницах мемуаров как живые предстают Осип Мандельштам, Андрей Белый, Георгий Иванов, Александр Блок, Анна Ахматова и другие блистательные поэты писатели. Обладая удивительной памятью, Ирина Одоевцева через годы и расстояния доносит до нас каждую реплику и интонацию из разговоров и дискуссий тех времен. Эти воспоминания, написанные живо, ярко и образно, являются бесценным свидетельством и богатейшим материалом для осмысления того феномена, который представляет собой небывалый культурный расцвет в России в начале XX столетия. Во второй части мемуаров - "На берегах Сены" - писательница рассказывает о жизни русских литераторов в эмиграции.
Издательство: АСТ, АСТ Москва, ВКТ
Год: 2009
Страниц: 416
Язык: русский
Формат: pdf
Прочитано с наслаждением! Мне трудно сказать,насколько замечательна поэзия Ирины Одоевцевой,но её проза ВЕЛИКОЛЕПНА. Наслаждение. Это одновременно и мемуар, и хроника, и путеводитель по литературному Петербургу и поэзии Серебряного века. Для меня многие поэты того времени открылись с новой,неизвестной доселе стороны.И вообще открылись новые имена. И образ жизни поэта.И какой это тяжкий труд -- творение. И образ жизни интеллигенции тогдашнего времени. В общем надо читать. Стиль и язык повествования очень лёгкий, книга читается,как увлекательный роман. Елена Яричина
Совершенно очаровательно! Жанр книги - воспоминания. Но рассказывая о своем прошлом, Одоевцева предпочла говорить не о себе, а о людях, с которыми ее сводила судьба, о тех талантах и гениях, которыми был так богат русский Серебряный век. Получилось у нее совершенно очаровательно.
У Одоевцевой был удивительный, редко встречающийся дар: она умела рисовать портреты людей, которыми искренне восхищалась, делая это без придыхания и ученических восторгов поклонницы, порой даже с легкой иронией, не упуская из вида недостатков и забавных черточек. В результате получились очень живые, выпуклые портреты, выписанные с глубокой теплотой. Тонкий ум и наблюдательность, но наблюдательность не злая, как это часто бывает, а улыбчиво-снисходительная, наблюдательность нежности. Даже не самые красивые истории Одоевцева умудряется рассказывать, избегая интонации сплетни и осуждения, - и рассказав подобную историю, она тут же поворачивает своих персонажей другой гранью, заставляющей как минимум посочувствовать им, а как максимум, может, даже и полюбить. Так, почти ничего не говоря о себе, Одоевцева оставила между строк своей книги и собственный портрет - портрет юной, но уже сильной девушки, умевшей преклоняться, не будучи смешной, и дружить с гениями, с редким тактом обозначая свое место рядом с ними: место одновременно поклонницы и друга.
Кстати, есть в книге и еще один портрет: образ революционного Питера, который в воспоминаниях этой удивительной Одоевцевой тоже получился совсем не жутким, а совсем даже наоборот, почти чудесным. В этом замерзающем и голодающем городе молоденькая Одоевцева и ее друзья ухитрялись не только выживать, но и отчаянно веселиться, наслаждаться жизнью, влюбляться и, конечно, писать стихи, - те самые стихи, которые уже многие поколения русских читателей заучивают наизусть.
Всем, кому понравится эта прелестная книга, очень рекомендую прочеть ее продолжение - "На берегах Сены". Лара
Приключения в Санкт-Петербурге 1918 - 1921 годов или погружение в душу Николая Гумилёвая и его окружения Эта книга прежде всего о Гумилёве, учителе Одоевцевой, ведь именно с ним она проводит больше всего времени в эти её сознательные годы, от начала своих занятий в поэтической студии и до отъезда в Париж. Очень мало о Георгии Иванове, хотя именно в эти годы происходит их помолвка и брак, возможно, потому что это было что-то слишком личное, а Гумилёв – именно друг, наставник, мэтр. Проблесками описаны встречи и с другими поэтами, скорее как фон, на котором развивается история Гумилёва, как нарастающий снежный ком приводящая к его аресту и расстрелу в молодом возрасте 35-ти лет. Мы видим как он постоянно играет с огнём, ведя себя опрометчиво и бесстрашно, хотя при этом и очень боясь смерти, будучи суеверно религиозным, при этом переступая несколько запретных черт, в результате чего Бог уже не может спасти его: тайное участие в заговоре, совмещённое с творческим беспорядком и неспособностью хранить тайны и документы, а также измена и роман на стороне, в то время как он изображает успешный брак с Анной Энгельгардт. Таким образом он широко открывает двери для своей неминуемой гибели, а мы, читатели, с замиранием сердца чувствуем, что никак не способны спасти его. Вместе с Одоевцевой мы можем также ненадолго заглянуть в душу Мандельштаму, Маяковскому, Сологубу (Зинаида Гиппиус полностью отсутствует в книге, несмотря на описание производителя, видимо, нечитавшего книгу). Очень неприятное впечатление производит Андрей Белый, который однажды в Летнем Саду выливает весь свой эмоциональный мусор ужасных иссушающих отношений в треугольнике с Блоком и его женой Менделеевой в Одоевцеву как в канализацию, что она по своей духовной незрелости, видимо, даже в пору написания мемуаров называет «мне посчастливилось услышать». Я бы на её месте просто бы развернулась и убежала от Андрея Белого, а, вообще-то и убежала бы из этого общества поэтов, варящегося в собственном соку своей метущейся, утратившей Бога души. Михаил Кузмин, сплетничавший обо всех, измены и притворство окружающих, и всё это облачённое в красивую обёртку стихов. При этом, конечно, книга написана так увлекательно, как если бы это был приключенческий роман, местом действия которого является Санкт-Петербург. Заборова Екатерина
Добавить в закладки:
html-cсылка |
|
BB-cсылка |
|
Прямая ссылка |
|